Muzmen.ruваш гид в музыкальном мире

Навигация
Календарь
«    Февраль 2014    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
 
Архив новостей
Наш опрос
какой жанр вам нравится
Rock
Pop
House
Jazz
Heavy Metal
Классика
Поиск по сайту
Музыка
Популярные новости
Последние новости
Пустой блок о_О

Жанры программно-симфонической музыки

XIX в. был „золотым веком" симфонизма. Не довольствуясь теми возможностями, которые открывал перед инструментальной музыкой жанр симфонии, композиторы искали и другие, более гибкие формы, способные передать изменчивость мира, волнующую сложность его конфликтов, беспредельное многоразличие его проявлений. Однако, как бы ни были разнообразны эти формы, их объединяло с симфонией нечто общее — метод мышления, получивший впоследствии наименование симфонического. Сущность этого метода диалектична и заключается в преломлении динамики жизненных процессов, показе сложной взаимосвязи явлений, их развития, столкновения, взаимопроникновения, изменения качеств. То было великим завоеванием музыкального искусства, позволившим симфонизму занять в интеллектуальной жизни человечества достойное место рядом с романом и поэзией. Однако это открытие не было бы сделано, если бы музыканты XIX в. не решились соединить инструментальную музыку с литературой. Идея такого синтеза возникла из стремления проникнуть в ту область острых современных философских проблем, которые обсуждались   литературой.   Именно   опираясь  на  литературу,  ее сюжеты, образы, свойственную ей зрительную наглядность повествования, музыка училась рассказывать и живописать. Симфонический метод развития музыкальных идей, пространные инструментальные формы, в которых возможно соединение контрастных разделов, и позволили музыке освоить последовательность сюжетного развертывания. Одновременно она разработала специфические изобразительные средства, способные вызывать зрительные ассоциации. „Мы не имеем причин сомневаться в способности музыки воспроизводить столь же значительные характеры, как те, что очерчены титанами поэзии нашего века", писал Ф. Лист, а Берлиоз считал, что музыка „может вызвать ощущения, совершенно аналогичные тем, какие вызывает искусство живописи". Так возник новый синтетический жанр — программная   музыка. Программой называется предпосылаемое автором музыкальному произведению словесное изложение содержания, идеи, сюжета. Иногда программу заменяет заголовок. Ознакомление с программой обычно предшествует исполнению произведения, и поэтому впечатления, вызванные ею, участвуют в процессе музыкального восприятия. Они направляют внимание слушателя в нужное автору русло, помогают уяснить характер музыкальных образов, смысл их сложного развития. Рождение программной музыки открыло перед симфонизмом безграничные возможности. Опираясь на программу, композиторы могли смело экспериментировать, завоевывать для музыки новые области реальной действительности, совершенствовать и изобретать новые средства, творить новые жанры. И они были созданы. Это увертюра, симфоническая поэма, симфоническая картина, фантазия, программная  сюита. Все названные жанры (за исключением сюиты) родственны, исторически связаны между собой и нередко переходят друг в друга. Установить точные границы между ними порой затруднительно. В этом сказывается природа программной музыки, где признаки жанра определяются не традиционными формами (как, например, в сонате или симфонии), а самой программой (сюжетом, поэтической идеей). Поскольку ни поэма, ни картина, ни тем более фантазия не имеют устойчивых форм, то выбор жанрового определения целиком зависит от автора. II все же различия между указанными жанрами существуют.

Увертюра

Симфоническая поэма

Симфоническая картина

Симфоническая фантазия

Сюита

Инструментальный концерт

Опубликовал muzmen, 26-12-2010, 13:00 | Комментировать (0) | Печать
 (голосов: 1)
Карта
rss
Карта