Muzmen.ruваш гид в музыкальном мире

Навигация
Календарь
«    Сентябрь 2013    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Архив новостей
Наш опрос
какой жанр вам нравится
Rock
Pop
House
Jazz
Heavy Metal
Классика
Поиск по сайту
Музыка
Популярные новости
Последние новости
Пустой блок о_О

Послевоенное десятилетие джаза

Симфоджазовый оркестра. Цфасмана. Новыеансамбли в Москве, Ленинграде,Таллине. Поиски в областигармонического языка. Кризисныеявления в легкой музыке нарубеже 40— 50-х годовМолодежные джазовые ансамблисередины 50-х годов(„Восмерка", джаз-оркестрЦДРИ). Симфоджазовыепроизведения  советскихкомпозиторов.
В День Победы 9 мая 1945 года Государственный джаз-оркестр РСФСРпод управлением Леонида Утесова играл для москвичей, заполнившихогромную площадь Свердлова. Эти часы всеобщего торжества и ликова-ния джаз тоже отмечал своеобразным музыкальным салютом.За время войны джаз укрепил свое доминирующее положение в лег-кой музыке, которая к тому же на недолгое время еле заметно америка-низировалась. Государственный симфонический оркестр СССР исполнял«Таити-трот» («Теа For Two» В. Юманса) в обработке Д. Шостаковича,на ежегодных концертах американской музыки ведущее место занимала«Рапсодия в блюзовых тонах» Дж. Гершвина, которую мастерски игралА. Цф асман. Повсюду звучала и музыка из трофейных кинофильмов.Новые программы джаз-оркестров, как и все «мирное», воспринима-лись с подъемом и радостью. Тяготение оркестров к различным жанрамтеперь уже резко бросалось в глаза. У джаз-оркестров Б. Ренского иДм. Покрасса «джаз» был разве что в названии —это были чистоэстрадные коллективы. Белорусский джаз-оркестр Э. Рознера и армян-ский джаз-оркестр А. Айвазяна в целом также были эстрадными, хотяих программы и носили некоторый джазовый оттенок. Э. Рознер в то вре-мя записал эллингтоновский «Караван», «Сан-Луи» У. Хэндл, собствен-ное сочинение «1001 такт в ритме джаза», но основную часть его репер-туара составляли эстрадные песенки. В программе оркестра А. Айвазянатоже был свой вариант «Каравана», написанный руководителем орке-стра. «Караванная» тематика долго еще оставалась популярной.Демобилизованные музыканты из фронтовых джаз-оркестров влива-лись во вновь организуемые эстрадные и джазовые коллективы. ДжазКБФ пришел из армии в полном составе и стал джаз-оркестром Ленин-градского радио. Оркестр часто выступал на ленинградских концертныхэстрадах, гастролировал во многих городах страны. В его репертуарезапоминались красивым мелодическим и гармоническим рисунком песняА. Триллинга «Над заливом» и «Этюд для саксофона» Н. Минха. Для саксофоновой секции оркестра композитор К. Мартьянов аранжировалпьесу X. Кармайкла «Мерцающие звезды», которая была записана напластинку.Музыканты-фронтовики составили ядро организованного вскорепосле войны Эстрадного оркестра Всесоюзного радио. Его руководите-лем был назначен В. Кнушевицкий. Оркестр записал тогда большое ко-личество хорошей легкой музыки, написанной Д. Шостаковичем, И. Ду-наевским, В. Соловьевым-Седым, М. Блантером, А. Цфасманом, Ю. Ми-лютиным, А. Полонским, А. Арским. Особое место среди его грамзаписейзанимали два крупных сочинения на народные темы — «Молдавскаярапсодия» В. Кнушевицкого и «Армянская рапсодия» А. Айвазяна, окоторых еще не раз пойдет речь в дальнейшем.Многие композиторы, прежде сотрудничавшие с джаз-оркестромВРК, теперь Стали писать для оркестра В. Кнушевицкого. А. Цфасмансделал еще несколько записей и в 1946 году оставил радиокомитет.Джаз-оркестром ВРК вплоть до его расформирования в 1947 году руко-водил пианист М. Гинзбург.В 1946 году А. Цфасман был приглашен работать музыкальным ру-ководителем театра «Эрмитаж», где собрал большой оркестр, или, кактогда называли, симфоджаз — то есть обычный полный состав джаз-ор-кестра, усиленный группой смычковых и деревянных духовых. В оркест-ре было четыре трубы, четыре тромбона, пять саксофонов, восемь скри-пок, два альта, две виолончели, флейта, флейта-пикколо, гобой, англий-ский рожок и.полная ритм-секция. Многие музыканты были выпускни-ками консерватории, и впоследствии их можно было видеть в числе луч-ших советских инструменталистов :\— В 1944—1945 годах, будучи еще на радио, я работал сполной отдачей, много сочинял, много инструментовал, все уменя выходило быстро, все спорилось, я наслаждался оркест-ром и своим трудом,— вспоминал в 1969 году А. Цфасман.—До сих пор не могу забыть эти два-три года необыкновенноготворческого подъема. Оркестр, собранный в «Эрмитаже», выз-вал во мне новый прилив сил. Молодым музыкантам, пришед-шим ко мне тогда, ничего не надо было объяснять — онивеликолепно читали с листа и чувствовали характер и ритми-ческий «пульс» музыки. Сказалось, видимо, то, что они шли «полыжне», уже проложенной джазовыми музыкантами старшегопоколения. На один из наших концертов пришли «утесовцы»,устроили нам овацию. Недавно я показывал некоторые записиэтого оркестра одному джазовому знатоку,— так он не пове-рил, что это наши музыканты играют, да еще более 20 летназад!
Опубликовал muzmen, 24-01-2011, 20:11 | Комментировать (0) | Печать
 (голосов: 1)
КартаКарта