Muzmen.ruваш гид в музыкальном мире

Навигация
Календарь
«    Февраль 2014    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
 
Архив новостей
Наш опрос
какой жанр вам нравится
Rock
Pop
House
Jazz
Heavy Metal
Классика
Поиск по сайту
Музыка
Популярные новости
Последние новости
Пустой блок о_О

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ.

 

Аккорд (итал. accordo, франц. accord — согласие) — созвучие, совместное звучание нескольких (не менее трех) звуков различной высоты.

 

Альборада (исп. alborada — песня пастухов в честь восходя­щего солнца) — утренняя серенада.

 

Арпеджио (итал. arpeggio, от arpeggiare — играть на арфе)— исполнение звуков аккорда не одновременно, а один за другим, обычно от нижнего к верхнему.

 

Апофеоз — заключительная торжественная массовая сцена спектакля, носящая обычно монументальный, величественный ха­рактер.

 

Баллада — инструментальное произведение лирико-эпического (иногда фантастического) характера. Б. нередко членится на рез­ко контрастные эпизоды.

 

Болеро (исп. bolero) — исп. народный парный танец: испол­няется под звуки гитары в сопровождении кастаньет.

 

Бурлеска (итал. burlesca, от burla — шутка) — муз. пьеса шут­ливого, грубовато-комического характера.

 

Вариации (тема с вариациями) — муз. произведение, состоя­щее из темы и последующего ряда ее видоизмененных повторений.

 

Вариация (лат. variato — изменение) — видоизмененное повто­рение муз. темы.

 

Вокализ (франц. vocalise, от лат. vocale — гласный) — упраж­нение для голоса без текста (исполняется на гласную). В. также называют муз. произведение (чаще всего концертно-виртуозного плана), написанное специально для голоса без текста.

 

 

Гавот (франц. gavotte) — старинный франц. танец народного происхождения. В XVII—XVIII вв. Г. — один из популярных тан­цев на придворных балах; входит в состав инструментальных сюит Баха, Генделя, балетов и опер Люлли, Глюка и др.

 

Гармония (греч. harmonia — созвучие, соразмерность) — 1. Вы­разительное    средство    многоголосной  музыки,    основанное    на объединении звуков в аккорды. 2. Совокупность созвучий, харак­терная для стиля того или иного композитора.

 

Главная тема — см. в статье Симфония.

 

Глиссандо (франц. glissant — скользя) — особый прием игры на некоторых муз. инструментах, заключающийся в скольжении по струне (смычковые инструм.), ряду струн (арфа) или клавишам (рояль). Г. дает колористический звуковой эффект.

 

Дивертисмент (франц. divertessement — развлечение) — сюита развлекательного характера, составленная из различных (чаще танцевальных) пьес.

 

Динамика — совокупность оттенков и градаций громкости зву­чания в муз. произведениях.

 

Додекафония — метод муз. композиции, основанный на отри­цании ладовых связей между звуками. Метод Д. был разработан и внедрен Шёнбергом и его учениками.

 

Инструментальный  концерт —см.  в  статье Инструментальный

концерт.

 

Интермеццо (итал. intermezzo — перерыв) — часть цикличе­ского инструментального произведения, носящая характер лириче­ского отступления. Иногда И.— самостоятельная пьеса для орке­стра или солирующего инструмента.

 

Интродукция (лат. introductio — введение) — вступление, часто предшествующее первым частям сонат, симфоний и инструменталь­ных концертов.

 

Каданс (итал. cadenza — окончание) — гармонический или ме­лодический оборот, завершающий муз. произведение, его часть или отдельное построение.

 

Каденция (итал. cadenza — окончание) — блестящий виртуоз­ный эпизод, входящий в состав одной из частей (чаще первой) инструментального концерта и исполняемый соло без сопровож­дения оркестра. К. обычно строится на тематическом материале данного произведения.

 

Канон (греч. kanon — правило, образец) — муз. форма, осно­ванная на последовательном проведении одной и той же мелодии во всех голосах полифонического произведения; каждый голос по­вторяет основную мелодию, вступая раньше, чем она закончится в предыдущем голосе. К. встречается как самостоятельное неболь­шое произведение или как отдельное построение внутри более крупного сочинения.

 

Кантилена (итал. cantilena — певучая мелодия) — напевность, мелодичность музыки, муз. исполнения.

 

Канцонетта (итал. canzonetta — песенка) — небольшая инстру­ментальная пьеса с певучей выразительной мелодией.

 

Каприччио (итал. capriccio — каприс) — виртуозная пьеса свободной формы для оркестра или солирующего инструмента.

 

Кассация (нем. Kassation) — муз. произведение, по характеру близкое к дивертисменту; предназначено для исполнения на от­крытом воздухе инструментальным ансамблем.

 

Квартет (итал. quartetto, от лат. quartus — четвертый) — 1. Ан­самбль из 4 музыкантов-исполнителей (инструменталистов или во­калистов). 2. Муз. произведение для 4 инструментов или певче­ских голосов.

 

Кода — см. в статье Симфония.

 

Контрапункт — одновременное сочетание нескольких самостоя­тельных мелодических голосов. В более широком, смысле К. — то же, что и полифония.

 

Концерт — см. Инструментальный концерт.

 

 

Лад — система взаимосвязей муз. звуков, основанная на тяго­тении неустойчивых звуков в устойчивые (опорные). В ходе исто­рического развития музыки выработались ладовые системы с раз­личным числом тонов. Основными Л. современной музыки яв­ляются мажор и минор.

 

Лейтмотив (нем. Leitmotiv — ведущий мотив)—тема, характе­ризующая определенный муз. образ и неоднократно повторяю­щаяся в данном произведении по ходу его развития.

 

Лендлер (нем. Landler) — нем. и австр. народный танец, предшественник вальса.

 

Мажор (итал. maggiore, франц. majeur) — один из основных муз. ладов. М. придает музыке светлую окраску.

 

Малагенья (исп. malaqueno, от назв. исп. провинции Mala­ga) — исп.  (андалузский) парный танец-песня  (род фанданго).

 

Менуэт (франц. menuet, итал. minuetto)—старинный франц. танец народного происхождения. В XVII—XVIII вв. — один из основных бальных танцев придворных кругов. До нач. XIX в. М. являлся одной из частей сонатного цикла.

 

Минор (итал. minore, франц. mineur) — один из основных муз. ладов. М. придает музыке мягкую, матовую окраску.

 

Модуляция (лат. modulatio — мерность) — переход из одной тональности в другую.

 

Мотив — небольшое (одноголосное) муз. построение, состав­ляющее часть темы.

 

Ноктюрн (франц. nocturne, букв. — ночной) — муз. пьеса ли­рического, мечтательного характера, словно навеянная ночными образами.

 

Опус (лат opus — труд, произведение)—то же, что сочине­ние (соч.).

 

Органный пункт — один или несколько звуков, длительно вы­держиваемых в басовых голосах. На фоне О. п. происходит смена мелодических линий, аккордов и т. п.

 

Партитура (итал. partitura — разделение, распределение) — нотная запись многоголосного муз. произведения для оркестра, хора, камерного ансамбля, в которой сведены партии всех голосов, причем для каждого инструмента или голоса отведена отдельная нотная строка. Все голоса в П. располагаются в установленном порядке.

 

Партия — см. в статье Симфония.

 

Пассаж (франц. passage — переход)—последовательность зву­ков в быстром движении, чаще всего устремленном в одном на­правлении (вверх или вниз). П. обычно носит виртуозный харак­тер.

 

Пассакалья (исп. pasacalle, от исп. pasar — проходить и calle — улица) — 1. Старинный танец исп. происхождения. 2.— Муз. пьеса, которая развивается на фоне мелодии, неизменно по­вторяющейся в басовом голосе.

 

Побочная тема — см. в статье Симфония.

 

Полифония (греч. poly — много и phone — голос, букв, много­голосие) — многоголосная музыка, основанная на одновременном сочетании и развитии ряда самостоятельных мелодических голосов.

 

Разработка — см. в статье Симфония.

 

Рапсодия  (греч. rhapsodia — отрывок народно-эпической поэмы, исполнявшейся др.-греч. бродячими певцами — «рапсодами»)—ин­струментальное виртуозное произведение, чаще всего свободной формы, написанное на народные напевы (песенные и танцеваль­ные). Иногда Р. называют также инструментальное сочинение циклической формы.

 

Реквием — заупокойная месса; многоголосное циклическое про­изведение для хора и орк.

 

Реприза — см. в статье Симфония.

 

Речитатив (итал. recitativo, от recitare — декламировать) — род мелодии, близкий по своему характеру к декламации.

 

Ритурнель (франц. ritournelle, от итал. ritorno — возвраще­ние) — вступительный и заключительный инструментальный отыг­рыш в танце.

 

Рондо (франц. rondeau, от rond — круг)—муз. форма, осно­ванная на многократном (не менее 3 раз) повторении главной темы, чередующемся с эпизодами различного характера.

 

Сальтарелло (итал. saltarello, от saltare — прыгать) — итал. народный  танец подвижного, стремительного  характера.

 

Сарабанда (исп. sarabanda) — старинный исп. народный танец медленного движения; в XVII—XVIII вв. стала придворным тан­цем, а также часто входила в состав инструментальной

сюиты.

 

Сегидилья (исп. seguidila от seguida — следом)—исп. (анда­лузский) народный танец-песня; сопровождается игрой на ка­станьетах или гитаре.

 

Серенада—инструментальное произведение типа дивертисмен­та или сюиты для небольшого оркестра. Вокальная С. — лириче­ская пьеса камерного склада.

 

Симфоническая картина — см. в статье Жанры программно-симфонической музыки.

 

Симфоническая поэма—см. в статье Жанры программно-сим­фонической музыки.

 

Симфония — см. в статье Симфония.

 

Синкопа (греч. synkope — сокращение)—смещение акцента с сильной ритмической доли такта на слабую.

 

Скерцо (итал. scherzo — шутка) — муз. пьеса в живом, стре­мительном темпе, с острым, четким ритмом. С. встречается как часть  циклических  инструментальных  произведений.

 

Сонатная форма — см. в статье Симфония.

 

Сонатное allegro — см. в статье Симфония.

 

Сурдина (итал. sordino, от sordo — глухой) — приспособление, применяемое во время игры на различных муз. инструментах для уменьшения силы звука и частичного изменения его тембра.

 

Сюита — см. в статье Жанры программно-симфонической му­зыки.

 

Такт — краткий отрезок муз. текста, заключенный между двумя ритмическими акцентами равной силы.

 

Тарантелла (итал. tarantelle, уменьшит, от Taranto, города на юге Италии) — итал. народный танец непрерывного, стремитель­ного движения.

 

Тема (греч. thema — предмет повествования или обсужде­ния) — небольшое муз. построение, на котором основано развитие целого произведения или его части. Крупное муз. сочинение строится, как правило, на развитии нескольких тем.


Токката (итал. toccata — прикосновение) — виртуозная муз. пьеса в быстром, четком движении.

 

Тональность — точная конкретная высота лада, определяемая названием основного тона (тоники). В обозначении Т. указы­ваются тоника и лад, напр. До мажор, ре минор и т. д.

 

Транскрипция (лат. transcriptio — переписывание) —переложе­ние муз. произведения для другого инструмента (ансамбля, ор­кестра).

 

Трель (итал. trilo, от trilare — дребезжать)—многократное быстрое чередование двух смежных звуков.

 

Тремоло (итал. tremolo — дрожащий)—быстрое повторение одного и того же звука, а также быстрое многократное чередо­вание двух несоседних звуков или созвучий.

 

Трио (итал. trio, от tre — три) — 1. Ансамбль из 3 музыкан­тов-исполнителей (инструменталистов или вокалистов). 2. Муз. про­изведение для 3 инструментов или певческих голосов. 3.

Средняя часть некоторых инструментальных произведений (танцев, маршей, скерцо), контрастирующая с крайними разделами.

 

Увертюра — см. в статье Жанры программно-симфонической музыки.

 

Унисон (итал. unisono — однозвучный) — одновременное зву­чание двух или нескольких звуков одинаковой высоты.

 

Фанданго (исп. fandango) — исп. народный танец умеренного движения. Исполняется под аккомпанемент гитар и кастаньет. Особенно распространен в Кастилии и Андалузии.

 

Фарандола (франц. farandole)—франц. (провансальский) старинный хороводный танец.

 

Фиоритура (итал. fioritura — цветение)—орнаментальный пас­саж, украшающий основную мелодию.

 

Флажолет (франц. flageolet — свирель)—звук свистящего тембра, получаемый на струнных смычковых инструментах легким прикосновением пальца к струне. Ф. применяется также

на арфе, где он получается путем щипка укороченной в 2 раза струны и звучит легко, прозрачно.

 

Форшлаг (нем. Vorschlag — предшествующий удар) — один или несколько коротких звуков, предваряющих основной звук ме­лодии; вид музыкального «орнамента».

 

Фуга (лат. fuga — бег) — сложное многоголосное муз. произве­дение, являющееся высшей формой полифонии и основанное на проведении в разных голосах одной и той же темы. Ф. исполь­зуется и как форма самостоятельного произведения, и как часть инструментальных циклов.

 

Фугато (итал. fugato — наподобие фуги)—эпизод в муз. про­изведении, построенный по типу фуги.

 

Хабанера (исп. habanera, от Habana — Гавана) — исп. народ­ный танец-песня кубинского происхождения.

 

Хорал (позднелат. cantus choralis — хоровое песнопение) — род религиозных песнопений; в католической музыке — одноголос­ное (в унисон), в протестантской—многоголосное в

сопровожде­нии органа.

 

Хота (исп. jota) — исп. народный парный танец быстрого дви­жения, темпераментного характера.

 

Экспозиция — см. в статье Симфония.

Опубликовал muzmen, 19-01-2011, 19:02 | Комментировать (0) | Печать
 (голосов: 0)
КартаКарта