Muzmen.ruваш гид в музыкальном мире

Навигация
Календарь
«    Сентябрь 2011    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Архив новостей
Наш опрос
какой жанр вам нравится
Rock
Pop
House
Jazz
Heavy Metal
Классика
Поиск по сайту
Музыка
Популярные новости
Последние новости
Пустой блок о_О

СКИФСКАЯ СЮИТА «АЛА И ЛОЛЛИЙ», СОЧ. 20 (1915)

СКИФСКАЯ СЮИТА «АЛА И ЛОЛЛИЙ», СОЧ. 20 (1915)

I. Поклонение Велесу и Але.

II. Чужбог и пляска нечисти.

III. Ночь.

IV. Поход Лоллия и шествие Солнца

Первое исполнение—16 января 1916 г. в Петрограде под упр. автора

«Сюита «Ала и Лоллий» — нечто неслыханное и неизъяснимое, во всяком случае, со времен Бородина... Как могла проснуться в юноше, нашем современнике, душа язычника-степняка с его куль­том светлых и темных сил природы — в этом извечная тайна твор­ческой интуиции! Точно и христианства не было, и как будто теперь вокруг нас бурлят и волнуются эти «черноземные», не отлепившиеся от земли трепетные и жуткие, соприкасающиеся с хаосом силы». Так писал Б. Асафьев после премьеры «Скифской сюиты», после того памятного дня, когда ошеломленная публика резко раздели­лась на восторженных почитателей творчества Прокофьева и ярых его противников.

История создания «Скифской сюиты» такова. Когда летом 1913 г. Прокофьев был в Лондоне, известный русский антрепренер С. Дягилев предложил ему написать балет на «русский сюжет, ска­зочный или доисторический». По возвращении в Петербург компо­зитор, следуя советам Дягилева, вступил в контакт с молодым поэ­том С. Городецким. «Городецкий откопал несколько удачных скиф­ских образов, — вспоминает Прокофьев, — но драматургическая выдумка ему не давалась, и лишь после многих встреч мы кое-как сколотили сюжет, который озаглавили «Ала и Лоллий». По мере поступления   материала   я   немедленно    писал    музыку».    Зимой

1915 года Прокофьев выехал в Италию и познакомил Дягилева со своим новым сочинением. Дягилев забраковал балет, найдя сюжет надуманным, а музыку малоинтересной. Вернувшись домой, Про­кофьев приступил к новой работе — балету «Шут». «Параллельно с сочинением «Шута», — пишет композитор в автобиографии, — я пересмотрел эскизы «Алы и Лоллия» и нашел, что если выбросить ряд малоинтересных кусков, останется музыка, которую не стоит класть под спуд. Эту музыку удалось распланировать так, что обра­зовалась 4-частная сюита, в которой материал расположился при­близительно в том порядке, как и в несостоявшемся балете. Ин­струментовкой я владел уже в достаточной мере, чтобы взяться за большой оркестр и постараться выполнить ряд замыслов. Первые две части соркестровались с большой легкостью; над двумя послед­ними я провозился гораздо дольше, зато и фактура у них гораздо интереснее; над заключительным восходом я просидел почти столь­ко же, сколько над половиной сюиты. Зилоти пригласил меня про­дирижировать «Скифской сюитой».

Сюита состоит из 4 частей и имеет определенную сюжетную линию, связанную с замыслом балета.1 Партитура сюиты громоздка: Прокофьев применил здесь четвертной состав оркестра с большим количеством добавочных голосов. Полностью использован богатый арсенал медных духовых и ударных инструментов. Однако ор­кестровые «излишества», о которых так много писали в свое время, вовсе не являются самоцелью; композитору нужны были броские, «плакатные» средства, чтоб с максимальной силой воплотить кар­тины буйного «скифства», картины бешеной вакханалии, картины могучего расцвета природы...

I часть — «Поклонение Велесу и Але» — грандиозное «панно», написанное крупными мазками и оркестрованное с нарочитой гру­боватостью (лишь в конце колорит светлеет — мелодия, томно на­певаемая флейтами, рисует образ Алы). II часть — «Чужбог и пляска нечисти» впечатляет прежде всего первобытно-стихийной силой ритма и поразительной энергией; III — «Ночь» — тонкий «им­прессионистский» ноктюрн, выписанный мягкими, «воздушными» красками. Финал сюиты — «Поход Лоллия и шествие солнца» — ослепительная звуковая фреска, словно обжигающая своим неисто­вым красочным гулом. Здесь, по словам Асафьева, — «буйная воля, жажда жизни, здоровой, мощной, идущей напролом и ни перед чем не останавливающейся».

Опубликовал muzmen, 19-01-2011, 17:51 | Комментировать (0) | Печать
 (голосов: 0)
КартаКарта