Muzmen.ruваш гид в музыкальном мире

Навигация
Календарь
«    Сентябрь 2011    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Архив новостей
Наш опрос
какой жанр вам нравится
Rock
Pop
House
Jazz
Heavy Metal
Классика
Поиск по сайту
Музыка
Популярные новости
Последние новости
Пустой блок о_О

ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ, РЕ МАЖОР, СОЧ. 19 (1917)

ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ, РЕ МАЖОР, СОЧ. 19 (1917)

I.  Andantino.

II. Scherzo. Vivacissimo.

III. Moderato

Первое исполнение — 19 октября 1923 г. в Париже под упр. С. Кусевицкого, солист М. Дарье

В ряду инструментальных концертов Прокофьева Первый скри­пичный занимает особое место. В значительной мере «освоив» фор­тепиано (к 1917 г. композитором были созданы 2 фортепианных концерта, 2 сонаты, несколько циклов, множество мелких пьес), Прокофьев впервые обратился к солирующей скрипке. Это во мно­гом определило и характер сочинения. Написав еще в 1915 г. пре­лестную, широкого дыхания певучую тему для миниатюрного скри­пичного концертино, Прокофьев так и не закончил этой работы. Однако после завершения крупных сценических произведений (опера «Игрок», балет «Шут») композитор вернулся к ней, и преж­ний замысел был осуществлен в исключительно короткий срок: «... понемногу к лету 1917 года, — вспоминает Прокофьев, — му­зыка была сочинена, и концертино разрослось в концерт, а летом 1917 года я закончил партитуру».

Отличительная особенность концерта — его лирико-романтиче-ская окраска. После «неистовых буйств» «Скифской сюиты», четких «стальных» маршей и «варваризмов» фортепианных пьес, Первый скрипичный концерт «неожиданно» обнаружил и другую, не менее сильную (и ранее попросту не замеченную) сторону прокофьевского дарования — его чистую, целомудренную лирику, всегда благород­ную, сдержанную, но всегда удивительно одухотворенную. Правда, наряду с лирикой, много внимания уделено образам гротескным, «заостренным». Но уже сам принцип последования частей (крайние выдержаны в умеренном движении и носят более созерцательный характер, в то время как средняя — скерцо — очень активна и дей­ственна) говорит о явном стремлении композитора по-иному рас­ставить образные и эмоциональные акценты. Так, в центре оказы­вается лирика с кантиленой сольной скрипичной партии и ажурной легкостью оркестрового колорита. Интересно, что роль оркестра Прокофьев расширяет «изнутри»: доводя до минимума количество чисто оркестровых эпизодов и уменьшая их смысловую значимость, композитор «сопровождает» сольную партию разветвленной сетью оркестровых голосов, каждый из которых несет определенную те­матическую нагрузку. И вместе с тем, партия скрипки остается ведущим голосом, основным «действующим лицом» произведения. Кстати, нельзя не отметить и чисто музыкальных и особенно вир­туозно-технических трудностей этой партии: в изобилии встречаются многочисленные глиссандо, флажолеты, огромные скачки в быстром движении, трели («по сравнению с которыми знаменитые «Дья­вольские трели» Тар гний — не более чем детская игра», — замечает один французский рецензент).

Эмоциональный тонус I части определяет начальная тема кон­церта—светлая, широкая, с оттенком легкой мечтательности. Ей противостоят другие образы — то сказочные, повествовательные, то «дерзко-насмехающиеся». Однако в репризе снова безраздельно господствует начальная тема; теперь она звучит еше более просвет­ленно и нежно...

II часть — игривое, «колючее» скерцо, безостановочное в своей ритмической пульсации. Здесь много острого юмора, чисто прокофьевского озорства и даже сарказма.

Финал перекликается по настроению с I частью. Спокойствием и свежестью веет от его начальной темы. И если в среднем разделе финала музыкальное действие несколько активизируется, то заклю­чительные такты вновь возвращают развитие в привычное русло: снова ^звучит главная тема I части, изложенная нежными «пти­чьими» трелями в очень высоком регистре у солирующей скрипки. Завершая концерт, она как бы приобретает значение ведущего лейт­мотива всего произведения.

Опубликовал muzmen, 18-01-2011, 20:46 | Комментировать (0) | Печать
 (голосов: 0)
КартаКарта