Muzmen.ruваш гид в музыкальном мире

Навигация
Календарь
«    Сентябрь 2011    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Архив новостей
Наш опрос
какой жанр вам нравится
Rock
Pop
House
Jazz
Heavy Metal
Классика
Поиск по сайту
Музыка
Популярные новости
Последние новости
Пустой блок о_О

«ДАФНИС И ХЛОЯ», ВТОРАЯ СЮИТА ИЗ БАЛЕТА (1912) Рассвет. Пантомима. Общий танец

«ДАФНИС И ХЛОЯ», ВТОРАЯ СЮИТА ИЗ БАЛЕТА (1912) Рассвет. Пантомима. Общий танец

 

Премьера балета —8 июня 1912 г. в Париже под упр. П. Монтэ

Балет «Дафнис и Хлоя» —одно из самых значительных про­явлений творческого дара Равеля. Обратившись к древнегреческой повести, композитор создал музыку пантеистически восторженную, свежую и цветистую... Вместе с тем, партитура балета отмечена изяществом и отточенностью деталей, графической четкостью ли­ний, а главное — покоряющим благородством и целомудренной чистотой. «Я не был особенно озабочен поисками в области архео­логии, — писал Равель. — Моей задачей было найти соответствие тому образу Древней Греции, который витал передо мной в снови­дениях и который весьма близок к тому образу Греции, каким он является воображению французских художников XVIII века». В этом признании.— весь Равель с его строгим вкусом и культом классицистического: в мечтах об Элладе композитора пленяли не подлинная античность, а чувствительность, тонкость и поэтическая чистота всей атмосферы позднего эллинизма.

Повесть о Дафнисе и Хлое — идиллическая история двух влюбленных, полная «первостепенных красот и освященная ясным, солнечным огнем» (Гёте). В сценарии балета, написанном знаме­нитым русским балетмейстером М. Фокиным (первым постанов­щиком «Дафниса»), сюжет повести значительно сжат и упрощен. У обители нимф, куда приносят скромные дары поселяне, а вместе с ними Дафнис и Хлоя, — развертывается действие 1-й картины. 2-я — лагерь пиратов; вместе с другими пленницами сюда при­вели и Хлою; юную красавицу спасает лишь вмешательство бога Пана, который, вняв мольбам Дафниса, разгоняет разбойников. В 3-й, заключительной картине, действие опять переносится на опушку священной рощи; разгорается утренняя заря; появившаяся Хлоя падает в объятия счастливого Дафниса; балет заканчивается сценой всеобщего ликования. Музыка последней картины и состав­ляет Вторую сюиту, ставшую исключительно популярной и постоян­но звучащую на концертных эстрадах. 3 части сюиты исполняются без перерыва и составляют единую компактную композицию.

«Рассвет» — поэтичен и величествен. В мягко «скользящих» руладах деревянных и легких всплесках арфы словно живая встает картина пробуждающейся природы. «... Конец ночи. Никаких зву­ков, кроме шепота ручейков, образованных стекающей со скал росой... Постепенно рассветает. Слышится пение птиц. Вдали про­ходит пастух со своим стадом...» (ремарки Равеля). Из глубоких басов постепенно «выплывает» на поверхность певучая и страстно-упоительная тема утренней зари. А в момент кульминации (вос­ход солнца) экстатически воцаряется другой лейтмотив «Рас­света» — тема любви Дафниса и Хлои, как бы символизирующая восторженное слияние прекраснейших человеческих чувств с жизнью природы ... 1

Второй раздел сюиты — «Пантомима» имеет определенную про­граммную основу. Старый пастух Ламмон рассказывает, что Пан спас Хлою в память своей любви к нимфе Сиринкс. Дафнис и Хлоя повторяют в танцах рассказ Ламмона (центральный эпизод «Пантомимы» — выразительное импровизационно свободное соло флейты).

Финал сюиты—»Общий танец» — напоен магической силой. Возбужденно упругие ритмы, стремительность движения, грандиоз­ные звуковые нарастания и блеск оркестровых красок превращают заключительные страницы балета в бурную вакханалию, в апофеоз света и радости, который «ослепляет нас подобно метеориту» (Ж. Кокто).

 

Опубликовал muzmen, 2-01-2011, 17:58 | Комментировать (0) | Печать
 (голосов: 0)
КартаКарта