Muzmen.ruваш гид в музыкальном мире

Навигация
Календарь
«    Сентябрь 2011    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Архив новостей
Наш опрос
какой жанр вам нравится
Rock
Pop
House
Jazz
Heavy Metal
Классика
Поиск по сайту
Музыка
Популярные новости
Последние новости
Пустой блок о_О

Сюита

Сюита, как и симфония, — произведение циклическое, т. е. состоящее из нескольких разнохарактерных частей. Однако свойственная симфонии концепционность, наличие единого драматургического стержня, логически объединяющего музыкальные образы в строгой системе последовательного развития, для нее не обязательны и не характерны. Части сюиты не столь тесно связаны между собой, более обособлены. Тем не менее их соединение не является случайным, всегда подчинено какому-либо принципу.Сюита сформировалась в XVI—XVII вв. как цикл распространенных в то время танцевальных пьес. Если первоначально она была предназначена для домашнего музицирования, то с течением времени образовала особый инструментальный жанр, которому посвящали свои силы такие выдающиеся композиторы, как Ген-дель и Бах, в чьем творчестве сложилась окончательно форма старинной клавирной сюиты. Вместе с тем, оба великих композитора нередко включали в, сюиты пьесы, непосредственно не связанные с музыкальным бытом (прелюдия, фуга, токката, чакона И т. п.). Параллельно их современниками, французскими клавесинистамн (Купереном, Рамо и др.) разрабатывался иной тип сюиты, состоящий из характеристических пьес («Вязальщицы», «Сестра Моника», «Горячность», «Застенчивость», «Сборщицы винограда», «Нежные жалобы»).В XVIII в. создавались и чисто развлекательные сюиты, предназначенные для исполнения под открытым небом, во время праздников, торжеств. Такие циклы писал, в частности, Гендель (его «Музыка на воде» продолжает жить на концертной эстраде и в наше время). От этих сюит ведут свое происхождение разно-образные дивертисменты, серенады, ноктюрны,1 получившие распространение в эпоху Гайдна и Моцарта.С выдвижением симфонии сюита на время утратила свою роль. Ее возродили к жизни композиторы 2-й половины XIX в., увидевшие в этом жанре новые богатые возможности для осуществления целей программной музыки. Не связанная определенными принципами структуры (в отличие от симфонии), сюита представляла собой удобный жанр, позволявший строить цикл в зависимости от требований программы, одновременно (в силу его многочастности) раскрывать широкий круг образов. Композитором, поднявшим значение. этого жанра, был Шуман, которому принадлежат знаменитые фортепианные циклы «Карнавал», «Бабочки», «Крейслериана» и др.Видное место занимает сюита и в симфонической музыке 2-й половины XIX и 1-й половины XX вв. Возникают разнообразные типы сюитных циклов. Некоторые из них объединены каким-либо литературным сюжетом. Таков, например, «Антар» Римского-Корсакова (по мотивам сказки Сенкевича), приближающийся к симфонии. В иных случаях литературная канва — лишь повод для создания ряда самостоятельных живописных картин («Шехеразада» Римского-Корсакова). Иногда объединяющим принципом служил тот или иной национальный колорит («Неаполитанские сцены» Массне, «Алжирская сюита» Сен-Санса, «Норвежские танцы» Грига, «Кавказские эскизы» Спендиарова и др.). Как правило, та-кие сюиты носят жанрово-пейзажный характер.Существуют сюиты и «смешанного» типа, состоящие из частей различного содержания. Здесь могут быть жанровые эпизоды, танцевальные сцены, лирические, скерцозные пьесы и т. п. Такого рода сюиты создавали Чайковский, Бородин.Много сюит возникло на основе театральных работ. Таково происхождение двух сюит Визе «Арлезианка», составленных из музыки к одноименной пьесе А. Доде, или сюит Грига «Пер Гюнт», музыка которых первоначально была написана к одноименной пьесе Ибсена. Стало традицией составлять сюиты из музыки к балетам. Так вошла в концертную жизнь музыка «Лебединого озера», «Спящей красавицы», «Щелкунчика» Чайковского, «Раймонды» Глазунова, «Ромео и Джульетты», «Золушки» Прокофьева, «Гаянэ» Хачатуряна. Наметившееся в XX в. сближение между балетом и симфоническим жанром ввело в оркестровый репертуар ряд сюит, которые включают всю или почти всю музыку балета.1 Серенадами и ноктюрнами называются также сольные вокальные и инструментальные произведения.Это относится в первую очередь к сюитам из балетов «Дафнис и Хлоя» Равеля, «Весна священная», «Жар-птица», «Петрушка» Стравинского, «Ала и Лоллий» («Скифская сюита»), «Шут», «На Днепре» Прокофьева. Редким примером являются сюиты из опер Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Млада», «Пан воевода». Наконец, все чаще проникают на широкую концертную эстраду сюиты, составленные из музыки к кинофильмам («Поручик Киже» Прокофьева, «Златые горы» Шостаковича) .Из сказанного можно сделать вывод, что типов сюит столько, сколько поводов для их создания. Это и сфера музыкального быта (танец, марш, песня), и безграничная, неподдающаяся точной классификации область программной сюжетики, драматический и музыкальный театры, кино. Все виды сюит тесно связаны между собой, взаимодействуют, и грани между ними провести порой довольно трудно. Если же к этому добавить, что сюиты встречаются не только в профессиональной музыке, но и в фольклоре многих народов, то сюитность предстанет как один из наиболее древних и универсальных принципов композиции музыкальных произведении.
Опубликовал muzmen, 26-12-2010, 13:22 | Комментировать (0) | Печать
 (голосов: 0)
КартаКарта